осНОВОПОЛОЖНИКИ тмм КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 Де Кориолис Гаспар Густав (1792-1843) 

Младшим современником Пуассона и Пуансо был Гаспар Густав де Кориолис (Gaspard Gustave de Coriolis, 1792-1843). Он родился в Париже и по окончании Политехнической школы учился в Школе мостов и дорог. В 1816 г. по предложению Коши поступил в Политехническую школу репетитором по математическому анализу и механике, а в 1838 г. был назначен директором учебной части школы. В 1836 г. был избран в Парижскую академию наук. Работал главным инженером Консерватории искусств и ремесел, профессором Школы мостов и дорог. В 1829 г. Кориолис опубликовал работу Вычисление действия машин, в 1844 г., после его смерти, она была переиздана под названием Трактат о механике твердых тел и о вычислении действия машин. Это одно из первых сочинений, в которых методы теоретической механики были использованы в области теории машин. Уже в середине 20-х годов XIX в. создание инженерной теории машин становится настоятельной и очередной задачей, поставленной развивающимся машиностроением. Паровая машина, которая к этому времени начинает занимать все более и более значительное место в промышленной (а затем и в транспортной) энергетике, нуждалась в теоретическом осмысливании как процессов преобразования тепла в механическую работу, так и кинематики и динамики ее механизма. Почти одновременно над вопросами динамики машин начали работать Поселе и Кориолис. Последний указывает в предисловии к своей книге: Когда книга была уже написана, Понселе прислал мне литографированные лекции курса о машинах, читанные в школе в Метце, чем отнял у меня приоритет. Все же, мне кажется, что будет полезно собрать и представить в иной форме все рассуждения, которые относятся к такой важной науке, как теория машин. Большое значение Кориолис придавал созданию терминологии. Он, в частности, ввел понятие работы, определив его как величину действия силы на некотором пути. Развитие этого понятия и составляет основное содержание теории машин Кориолиса.   Учение о составных частях машин Кориолис излагает  следующим образом: Большинство машин, предназначенных для какого-либо производства, имеют в своем составе три части, изучаемые в отдельности:

1. Часть, предназначенная для отбора наибольшего количества работы от источника, поставляющего ее и для преобразования этой работы в вид, пригодный для дальнейшей ее передачи. 2. Часть, предназначенная для передачи работы к орудию, цель которого выполнение того полезного действия, которое желают получить от машины.   3. Наконец, само орудие. Изучение части машины, целью которой является получение работы от первоисточника, относится в основном к динамике. Изучение части, предназначенной для передачи движения, является геометрической задачей, однако в отношении способов уменьшения трения и прочих препятствий, уменьшающих работу, оно принадлежит механике. Наконец, изучение орудий относится к технологии; обычно оно не связано с механикой. Эти три части не имеют точных границ; не все машины имеют их, иногда они взаимосвязаны так, что в машине оказываются лишь две или даже одна часть; теоретически, однако, удобно различать их. В работе рассматривается главным образом первая часть машины двигатель или приемник. Кориолис исследует уравнение движения машины в общем и в нескольких частных случаях. Кориолису принадлежит важный шаг вперед в создании теории маховика. В рассмотренной работе маховику посвящено лишь несколько замечаний, но изложены с достаточной полнотой основы приведения масс частей механизмов с постоянным соотношением скоростей к одному звену. В 1832 г. он опубликовал в Журнале Политехнической школы мемуар, специально посвященный важным вопросам динамики машин, в том числе теории маховика. В этом мемуаре Кориолис впервые применил графические методы к решению задач динамики машин; впервые же поставлена и решена задача о движении механизма под действием заданных сил. В работе исследуется коромысловая паровая машина. Кориолис находит здесь соотношения скоростей в шарнирах, затем на основании закона виртуальных скоростей он находит соотношения сил и строит диаграмму касательных усилий. Кориолису принадлежит также известная теорема об абсолютном ускорении как о сумме трех составляющих: относительного, переносного и добавочного (кориолисова) ускорений. Необходимо заметить все же, что в частных случаях эта теорема была высказана Эйлером и Клеро независимо друг от друга.