осНОВОПОЛОЖНИКИ тмм КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Бетанкур (Bethencourt) Огюстен (1758 - 1824) 

Агостино де Бетанкур-и-Молина, или, как его звали в России, Августин Августинович Бетанкур, родился 2 февраля 1758 г. на острове Тенерифе (Канарские острова). Учился в Мадриде, в Королевском учебном заведении св. Исидора, где изучал математику, математический анализ, аналитическую механику и физики; одновременно он изучал архитектуру и рисование в Академии изящных искусств. С 1780 г. Бетанкур работал в министерстве Индии; в 1784 г. был командирован во Францию, где ознакомился с идеями Монжа. К этому времени относятся его работы над теорией паровой машины и над практикой построения ее. В 1788 г. он ездил в Лондон, где осмотрел машины Уатта, и в 1790 г. предложил свою конструкцию паровой машины. В 1791 г. Бетанкур вернулся в Испанию; здесь он руководит Королевским кабинетом машин, строит оптический телеграф, занимается проектированием машин и приспособлений. С 1793 по 1797 г. он работает в Англии и во Франции, коллекционирует чертежи и приборы, которые впоследствии перевозит в Испанию. В 1801 г. его назначают генеральным инспектором путей сообщения, и он начинает заниматься строительством каналов. Одним из первых его мероприятий была организация школы инженеров дорог, каналов и мостов. Не позже 1803 г. он начинает вместе с Ланцом работать над учебником по курсу построения машин. Школа просуществовала недолго: 2 мая 1808 г. она была разрушена огнем французской артиллерии; при этом погибла значительная часть коллекций Королевского кабинета машин, собранных Бетанкуром. Еще до этого, в апреле 1707 г., он переехал во Францию и через некоторое время начал хлопоты о переходе на русскую военную службу. 30 ноября 1808 г. он был принят на службу в чине генерал-майора и направлен в ведомство путей сообщения. Уже в следующем году он был произведен в генерал-лейтенанты и назначен инспектором создаваемого института «водяных и сухопутных сообщений». Проект организации института был составлен Бетанкуром.