осНОВОПОЛОЖНИКИ тмм КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                       

Борньи Антонио (1781 —1863) 

В 20-х годах XIX в. над вопросами науки о машинах работал Джузеппе Антонио Борньи. Он был профессором университета в Павии и членом Туринской академии наук, основанной в середине XVIII в. Лагранжем и группой его учеников. Основной труд Борньи был издан в 1818 — 1820 гг. в Париже под общим названием «Полный курс механики в приложении к технике» в восьми томах—первое сочинение по «прикладной» механике. Эта работа представляет собой настоящую энциклопедию машиноведения начала XIX в.; первый ее том посвящен общим вопросам теории машин, во втором томе разбираются подъемные машины, в третьем — строительные, в четвертом — гидравлические, в пятом — сельскохозяйственные, в шестом — машины, применяемые в различных производствах, в седьмом — текстильные машины и в восьмом — автоматы и театральные машины. Кроме того, Борньи издал еще две работы по прикладной механике — «Словарь механики в приложении к технике» и «Теорию элементарной механики». Аналитическое исследование машин Борньи несколько отклоняется от того, который был принят учениками и последователями Монжа. Его исходным положением является развитие структурной идеи, выдвинутой Эйлером и развитой Ашеттом для случая элементарной машины. Борньи устанавливает, что каждая машина состоит из частей, имеющих аналогичное назначение. Он насчитывает шесть порядков таких частей машин: приемники, передачи, модификаторы, основания, регуляторы и операторы (рабочие органы). Изучение двигателей Борньи выделяет в отдельную главу, причем» относит к ним различные модификации приложения силы животных, воды, ветра и сгораемых субстанций. Каждый порядок он делит на классы, а последние—на типы (genres), виды (especes), разновидности (varietes). Хотя Борньи и разграничивает понятия двигателя и приемника, все же в ряде мест он указывает, что двигатель по отношению к машине может быть не только внешним объектом, действующим на ее приемник, но иногда может войти в ее состав. Борньи считает прикладную механику частью технологии. Исходя из этого, он подразделяет прикладную механику на две части, относя к первой классификацию элементов машин, а ко второй — описание машин. Элементарные машины представлены Борньи схематически и сведены в таблицы в соответствии с принятой им систематикой. К первому классу первого порядка (приемники) Борньи относит «зоологические» приемники, которые подразделяются на два типа: приемники, приводимые в движение силой человека, и приемники, приводимые в движение силой животных. Второй класс составляют гидравлические приемники. К этому классу автор относит гидравлические колеса, колеса, приводимые в движение силами прилива и отлива, гидравлические балансиры, нории, винтовые приемники, приемники, воспринимающие давление водяного столба, поршневые машины. Третий класс составляют термические приемники, к которым Борньи относит приемники поршневые, беспоршневые (типа машины Савари) и вращающиеся. К четвертому классу он относит ветряные двигатели, к пятому — зависимые двигатели и новые разновидности двигателей.